История Завода имени В.А.Дегтярева (ЗиД) началась еще в
начале прошлого века, когда в 1916-м году было принято решение о
строительстве Ковровского пулеметного завода. Новый виток в развитии
завода напрямую связан с выдающимися конструкторами В.Федоровым и В.Дегтяревым,
которые в 1918-м году были направлены на Ковровский завод с целью
предотвратить его закрытие и возродить производство. Все последующие
годы предприятие занималось выпуском автоматического стрелкового оружия,
которое в годы Отечественной войны стало поступать на фронт. После
окончания войны производство оружия не прекратилось, но одновременно
завод получил задание начать выпуск гражданской продукции, в том числе -
дорожных мотоциклов.
В 1946-м году Ковровский завод выпускает мотоцикл К-125 с
одноцилиндровым двухтактным мотором мощностью 4,25 л.с., гидравлическими
амортизаторами передней вилки и трехступенчатой коробкой передач в
одном блоке с двигателем. Опыта мотоциклетостроения у конструкторов не
было, и за основу для первого мотоцикла была взята немецкая модель DKW-RТ125. В 1949-м году ежемесячные объемы производства мотоцикла К-125 достигли 5 тысяч штук, а само предприятие стало называться Заводом имени В.А.Дегтярева.
С 1952 года в серию пошла модель К-125М, отличавшаяся
телескопической передней вилкой с гидравлическими амортизаторами. А
впервые такая вилка появилась на спортивной модели К-125-С2 в
1950 году. Там же впервые была опробована мягкая подвеска заднего
колеса, а мощность форсированого спортивного мотора достигала 9 л.с.
Мощность двигателя следующей модели К-55 была увеличена до 4,75 л.с., к тому же модель получила маятниковую подвеску заднего колеса. На мотоцикл К-58, пришедший на смену К-55,
установили двигатель мощностью 5 л.с. и усовершенствованный бензобак.
Этот мотоцикл стал последним из моделей, разрабатываемых на базе DKW-RТ125.
В 1954-м году на Заводе имени В.А.Дегтярева было создано
специальное конструкторское бюро мотоциклетостроения, которому была
поручена разработка новых моделей. В 1957-м производство К-125 было завершено, и с конвейера сошел новый мотоцикл "Ковровец К-175", ставший базовой моделью для целой линейки мотоциклов - модификаций К-175 и мотоцикла "Восход".
На 175-кубовом мотоцикле установили трехступенчатую коробку передач,
двухместное сиденье подушечного типа и 16-дюймовые колеса. Мотоцикл К-175 называли "Ковровской "Явой" из-за его сходства с Jawa-250,
причем сходство было не только во внешнем виде - разработки чешских
конструкторов были позаимствованы и для внутреннего устройства мотоцикла
К-175. Согласно официальной версии, выпуск К-175 был прекращен из-за сложностей изготовления каплевидного бензобака и фары. Модель сменил мотоцикл К-175А
с четырехступенчатой коробкой передач и зажиганием от генератора
переменного тока, затем была выпущена модель К-175Б с новым карбюратором
и мотоцикл К-175В с двигателем мощностью 9,5 л.с. Мотоцикл К-175 и его модификации комплектовались полуавтоматом выжима сцепления, который в последующих моделях не использовался.
Мотоциклы "Восход" стали производиться на заводе в 1965-м
году - это была модель с 175-кубовым двигателем мощностью 10 л.с. и
четырехступенчатой коробкой передач. Отличительной особенностью
двигателя "Восход" стала двухканальная петлевая продувка. Мотоцикл "Восход"
оснастили не только более мощным и совершенным двигателем, но и
багажником, ветровым стеклом и щитками. Этот мотоцикл, разгонявшийся до
90 км/час, пользовался большой популярностью, в том числе из-за своей
доступной цены и высокой ремонтопригодности - починить "Восход"
не составляло никакого труда. Мотоцикл был очень экономичным и
долговечным, хотя любители навороченных мотоциклов нередко обвиняли
первые модели в "серости" и неприметности. Если для показательной езды
мотоциклы "Восход" не очень подходили, то для регулярного
использования, и особенно для обучения навыкам езды, они считались
одними из самых надежных и неприхотливых мотоциклов того времени.
Следующей моделью стал "Восход-2", от своего предшественника
отличавшийся техническими решениями, направленными на повышение
эксплуатационных качеств, надежности и внешнего вида. который был в
1976-м году модернизирован и получил: задний фонарь, новый универсальный
глушитель, круглые фонари указателей поворота и главное - электронную
бесконтактную систему зажигания. "Восход-2" был чуть тяжелее
своего предшественника, мощность двигателя увеличилась незначительно -
на 0.5 л.с., но скорость он уже развивал 95 км/ч.
Спустя год появился мотоцикл "Восход-2М" с двигателем
мощностью 14 л.с., электронной бесконтактной системой зажигания и
передней вилкой измененной конструкции. Мотоцикл работал как на бензине
А-76, так и на высокооктановом 93-м бензине. "Восход-2М" прибавил в весе (121 кг), но стал разгоняться до 105 км/ч.
Новый "Восход-3" продолжил традиции мотоциклов этой линейки,
получив топливный бак большего объема, новые задние амортизаторы,
7-вольтовый модернизированный генератор и тормозные барабаны
увеличенного диаметра. На мотоцикл установили новые колеса с
износостойкими покрышками, короткоходовую ручку газа и легкий передний
щиток. Максимальная скорость осталась прежней, а вес "Восхода-3" увеличился на 4 кг.
На новую модификацию мотоцикла - модель "Восход-ЗМ" -
установили 12-вольтовое электрооборудование, фару с рассеивателем,
аварийный выключатель зажигания на руле, приборную панель над фарой и
профилированный передний щиток. Из новшеств мотоцикла "Восход-3М"
можно выделить также противоугонное устройство, кикстартер с откидной
педалью, водительские откидные подножки и два зеркала заднего вида. Этот
мотоцикл весил 122 кг, разгонялся до 105 км/ч и считался одним из
лучших в линейке мотоциклов "Восход" по качеству исполнения и
надежности. В 1985-м году завод выпустил модификацию этого мотоцикла -
спортивно-туристическую модель "Восход 3М-Турист". Максимальная
скорость, мощность двигателя и вес остались прежними, а из нововведений у
мотоцикла появились стальные дуги безопасности, сумки из кожзаменителя,
багажники (два боковых и один задний) и спортивный руль с перемычкой. С
начала 90-х годов началось серийное производство мотоцикла "Восход-ЗМ-01" с двигателем мощностью 14 л.с., четырехступенчатой коробкой передач и широким рулем с перемычкой.
Ковровский «Завод имени В.А. Дегтярева», в прошлом известный своими мотоциклами, четвертый год под маркой «ЗиД-Lifan» собирает скутеры китайской компании Lifan.
Продукция ЗиДа на российском рынке является едва ли не самой доступной.
К сезону 2008 года компания расширила и почти полностью обновила
модельный ряд.
Более чем 50-летняя история мотоциклов Завода имени В.А. Дегтярева
давно вошла в анналы отечественной мотоиндустрии. Последняя страница
этой истории еще не написана, и тем интереснее следить за новыми
разработками завода, для которого с уходом "Восхода" не наступил закат.
Вот пример сегодняшних выпусков завода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий